Jump to Navigation

Булгаков и 1/8

Сообщение об ошибке

  • User warning: The following module is missing from the file system: variable_realm. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: variable_store. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: variable. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: i18n. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: content_access. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: content_access_rules. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: i18n_translation. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: libraries. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: transliteration. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: variable_admin. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: variable_views. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: i18n_menu. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: i18n_path. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: i18n_string. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: i18n_sync. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1143 of /home/monst161/public_html/includes/bootstrap.inc).
Автор: 
ppk_ptichkin, various

Оригинал взят у ppk_ptichkin в Булгаков и 1/8
 

Мне никогда не нравились герои "Собачьего Сердца" - ИЧСХ, не нравятся люди, которые сегодня так любят сквозь зубы цитировать пресловутое "отнять и поделить".

я его в 80-м переснял с приятелем, прочитал - и вот с тех пор и не нравится. Никогда не вдумывался, почему.
...
В текстах «про совков и гопников» очень часто звучат отсылки к «Собачьему сердцу» Булгакова. Мол, Шарикова сколько не приучай вилкой и салфеткой пользоваться, а он все одно скотина скотиной, опасная притом. Одобрительно цитируется профессор Преображенский, его знаменитый пассаж про разруху в головах и необходимость чистоты в парадном и в уборной. Цитируется в том смысле, что Преображенский голова, он зрит в корень и выражает, говоря языком школьной литературы, позицию автора. И как не солидаризироваться с профессором, человеком ученым и порядочным, интеллигентом, рыцарем культуры, практически в одиночку противостоящем надвигающемуся хаосу, хаму, который долго был грядущим, а вот теперь стоит на пороге с постановлением.

На самом деле, если отложить в сторону впечатление от фильма режиссера Бортко, чей стиль отмечен удивительным сплавом профессионального мастерства и феноменальной этической глухоты, у самого-то Булгакова все иначе.
Там культурный профессор, светило науки, обеспечивает высокопоставленным упырям возможность трахать четырнадцатилетних девочек и пользуется своими связями для получения охранных грамот от новой власти. Нет, он не забывает в правильном месте закатить глаза – мол, помилуйте, как можно, но взашей упырей не выгоняет и денежки брать не брезгует.

В голодающем и замерзающем городе он наворачивает деликатесы и гордится чистотой уборной, которую моет прислуга. Даже Шарик, когда был еще псом, был добрей и человечней профессора – он замечает людей вокруг, он думает как им тяжело, голодно, страшно. Став Шариковым, он находит, не осознавая, зачем и что делает, не помня, почему, ту самую девочку-секретаршу в тонких чулках, которую пожалел будучи псом, и приводит в тепло и сытость. Профессор ее отчитывает и выставляет обратно, сунув немного денег.

У Булгакова Преображенский и Шариков – один другого стоят, они две части одного целого. Шариков – шарж на профессора, его Тень, он также озабочен едой, также самоуверен, также успешно «устраивается» в новой жизни и даже также занимается вивисекцией, только профессор режет кроликов, а Шариков – кошек. Преображенский «выдавливает из себя» отвратительного Шарикова, презирает его и самоутверждается за его счет, это называется механизмом проекции, когда все ненавидимое и не признаваемое в себе мы приписываем другим, «очищаясь» таким образом от внутреннего конфликта.

«Собачье сердце» – это миф о сотворении, о том, как российская интеллигенция вновь и вновь рождает своего Франкенштейна – вымышленный образ народа-урода, «из-за которого все». В нем сплавлены два излюбленных интеллигенцией образа: народа – несчастного замученного бессловесного животного и народа-гопника, алкаша и дебошира. Хитроумно скрестить, используя свои знания и таланты – и получится Шариков.

Этот акт творения протекает вне реального времени, во времени символическом. Мистерия длится, цикл крутится вновь и вновь, и пассажи про «генетически измененных дебилов-инфантилов» по-прежнему особенно хорошо идут под осетрину и водочку.

Слушайте, вы вообще в своем уме, когда с этим солидаризируетесь?
...

http://spektr.press/kompleks-professora-preobrazhenskogo-naciya-rabov-i-bremya-intelligenta/
от великой Екатерины Шульман.
 

КОММЕНТЫ

[User Picture]
From:arabskiy_pilot
Date:2 Сентябрь 2016 17:14 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Одно уточнение - это текст Людмилы Петрановской.
Замечательная женщина. Правда, эта тема настолько заморочена, что мне с некторыми в ней вещами трудно согласиться. Для меня профессор, все-таки, авторитет. Он его заслужил и живет где-то выше, на облаке. Не теряя достоинства и не опускаясь до проблем простого народа. Слишком много у простого народа проблем. Погружаться еще в них - это путь в никуда. Крыша съедет.

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:2 Сентябрь 2016 17:19 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Да, там внизу ссылка, но надо бы yточнить. Сейчас поправлю, спасибо.

Заслужить жизнь на облаке нельзя - таких заслуг нет. Можно заслужить хорошую жизнь среди людей.

[User Picture]
From:arabskiy_pilot
Date:3 Сентябрь 2016 01:13 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Среди каких людей?:) Людей вообще? Или каких-то конкретных?

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:3 Сентябрь 2016 01:24 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Таких, рядом с которыми хорошо жить :)

[User Picture]
From:juan_gandhi
Date:2 Сентябрь 2016 17:30 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Классно Петрановская изложила. То-то ее интеллигенция не любит.

Мне кажется, во много претензии интеллигенции в 90-е были к начальству, что то дало народу слишком много воли. А этот фильм и выражает.

[User Picture]
From:ygam
Date:2 Сентябрь 2016 19:25 (местное)
Отслеживать
 (Link)

http://scholar-vit.livejournal.com/88863.html

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:2 Сентябрь 2016 22:43 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Интересно, спасибо за ссылку.

[User Picture]
From:geish_a
Date:2 Сентябрь 2016 19:30 (местное)
Отслеживать
 (Link)

"Так же" здесь надо писать раздельно.
По теме не могу ничего сказать. Это про ту же "низовую хтонь", про которую андроник задвинул. Ну да, народ надо образовывать и прививать культуру и уважение к личности.

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:2 Сентябрь 2016 22:09 (местное)
Отслеживать
 (Link)

:) кстати да. Я не заметил; пойду застрелюсь на конюшне. Интересно, это она описалась, или при печати.

Там, по-моему, больше, чем про низовую хтонь - но, честно говоря, меня заинтересовал кусок про "Собачье сердце", а не прочие рассуждения.

У андроника, по-моему, вылезло нутряное про эту хтонь - он боится туземцев так же, как их боялся английский плантатор в Индии: так-то ничего страшного, слуг пори хоть каждый день, но не дай бог они с цепи сорвутся.

[User Picture]
From:geish_a
Date:2 Сентябрь 2016 22:18 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Ну там это "также" пять раз подряд, на пятый я не выдержала ))

Про Собачье сердце конечно - ведь сам Булгаков тот самый интеллигент, от презрения которого хочется затрелиться. Но для меня тут более показательна Белая Гвардия, чем СС. Вот где прет чистоплюйство (зеленые абажуры эти), украинофобия и т.п.

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:2 Сентябрь 2016 22:28 (местное)
Отслеживать
 (Link)

>Булгаков тот самый интеллигент,

Наверное это правда, хотя я его никогда так не воспринимал. Но меня Б. всегда довольно мало интересовал.

[User Picture]
From:geish_a
Date:2 Сентябрь 2016 22:36 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Просто в М и М это незаметно. А вот БГ перечитать на досуге полезно.

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:2 Сентябрь 2016 22:42 (местное)
Отслеживать
 (Link)

В М&М он, кмк, сильно пуганый.

Да, может и надо перечитать. (Или не надо? столько другого всего..)

[User Picture]
From:geish_a
Date:2 Сентябрь 2016 23:44 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Не надо. Я перечитала недавно и в контексте украинского конфликта была под впечатлением.

 

[User Picture]
From:vdinets


Date:
2 Сентябрь 2016 19:48 (местное)
Отслеживать
 (Link)

False dichotomy. Если у народа рабская психология, это вовсе не значит, что у него не может быть диктаторов.

(Ответить) (Thread)

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:2 Сентябрь 2016 22:30 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Я тебя не очень понял, честно говоря. У народа с рабской психологией (если мы под этим имеем в виду одно и то же) диктатор заведётся с гарантией, как плесень на помятом персике.

[User Picture]
From:vdinets
Date:2 Сентябрь 2016 23:27 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Совершенно необязательно. Возможна куча разных вариантов.

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:2 Сентябрь 2016 23:59 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Например?

[User Picture]
From:vdinets
Date:3 Сентябрь 2016 00:20 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Например, страна может постепенно перенять цивилизованные формы правления у соседей, или оказаться поглощенной более продвинутым соседом. А там, глядишь, и менталитет подтянется.

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:3 Сентябрь 2016 00:35 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Ну теория дело хорошее, а на практике ты это видел? Мне приходит на ум Сингапур - но там была стадия диктатора, он просто дальновидным оказался.

[User Picture]
From:vdinets
Date:3 Сентябрь 2016 03:10 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Конечно. Вот афроамериканцы, например: сколько лет рабства, а теперь нормально себе голосуют. И занзибарцы, и чернокожие бразильцы, и всякие индийские племена, которых веками чмарили.

[User Picture]
From:profpr
Date:3 Сентябрь 2016 05:12 (местное)
Отслеживать
 (Link)

Ну не знаю... Может, я чего недопонимаю. У меня возникло ощущение, что написано это по интерпретации Булгакова в фильме "О ком лает господин Бобчинский". А в самом тексте тайного дна, описывающего внутренние конфликты российской интеллигенции, я не разглядел - либертарианской текст. Профессор Преображенский расправил плечи.

[User Picture]
From:ppk_ptichkin
Date:3 Сентябрь 2016 14:37 (местное)
Отслеживать
 (Link)

:) Преображенский расправил плечи - это хорошо.

Вообще когда российский писатель начинает отвечать на вопрос "что делать" - надо или убегать или строить бункер.

Мне понравился кусок, который я процитировал. Конечно, "Собачье сердце" можно интерпретировать по разному - см., например, комментарий ygam.

 



Dr. Radut Consulting